Современное постиндустриальное общество - природа, противоречия, перспективы   ::   Иноземцев В Л

Страница: 211 из 384



Напротив, термин "work" обозначает крайне широкий круг явлений. Ю.Хабермас отождествляет его с любой рациональной целенаправленной активностью См.: Habermas J. Towards a Rational Society. Boston, 1971 P. 91; Э.Жакс говорит о труде как о "применении здравого смысла для достижения цели в пределах своих возможностей к максимально определенному сроку" Jaques E. Creativity and Work. Madison (Ct.), 1990. P. 49,; Ч.Хэнди в своем анализе видов work распространяет это понятие на самую разнообразную человеческую активность См.: Handy Ch. The Age of Unreason. L" 1995. P. 147.; Д.Белл описывает доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную деятельность как "pre-industrial, industrial and post-industrial work" См.: Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1978. P. 146-147.. При этом большинство исследователей не считают work "деятельностью, которой мы занимаемся по необходимости или ради денег" Jaques E. Creativity and Work. P. VII-VIII,, различая оплачиваемый (paid) и свободный (free) work См.: Handy Ch. The Age of Unreason. P. 146..

Таким образом, пусть и с некоторой долей условности, можно утверждать, что оба подхода - марксистский и неоклассический - сходятся в рассмотрении labour как деятельности, продиктованной внешней необходимостью, границы которой заданы пределами удовлетворения материальных потребностей человека, a work - как продуктивной активности человека вообще. В таком контексте легко согласиться с мнением Р.Хейльбронера о том, что "мир без труда (work) - это фантазия, причем опасная" Heilbroner R.L. Behind the Veil of Economics. P. 102., однако вряд ли такая формулировка окажется справедливой, если использовать понятие "labour".

|< Пред. 209 210 211 212 213 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]