Страница:
113 из 145
Вся история сверкающих самоцветами дворцов и пышных нарядов властелинов мира, начиная с древних индийских раджей страны Великих Моголов, эмиров и султанов Ирана, Месопотамии и императоров Римской империи, указывает на попытки использования камня для возвеличивания человека. Редкость ценного камня, трудность его добычи, цвет, игра и блеск привлекали к себе первобытного человека, настраивая его на мистический лад. Камень стал материалом для воплощения религиозных идей и суеверий...
Из этого мистического поклонения камню родилась вера в его целебные свойства".
Нетрудно оценить но достоинству прекрасный образец ферсмановского научного стиля, сочетающего точность фактов, строгость изложения и философскую глубину обобщающих идей с художественной выразительностью и образностью. В его "Очерках" приведено много занимательных историй о судьбах самоцветов, сведений о добыче и обработке камня в разных странах и в разные века, описаний знаменитых драгоценных камней и т. д.
Обратим внимание на главную идею, которая пронизывает приведенный выше отрывок: камень, считаемый обычно символом инертности, неколебимости, материальности, в истории человечества выступает в совершенно ином обличий - духовной ценностью, хранителем информации, красоты, он пробуждает в людях чувство прекрасного, помогает укреплять социальные связи людей и законы общественной жизни.
С древнейших времен человек начал обрабатывать камень. И одновременно камень, можно сказать, "обрабатывал" человека, развивая его разум и чувства, общительность и волю, а главное, самосознание.
|< Пред. 111 112 113 114 115 След. >|