А Н Майков и педагогическое значение его поэзии :: Анненский Иннокентий
Страница:
20 из 69
Что за цветы в нем - мы не знаем,
Но не цветы они земли,
А разве - долов лучезарных,
Что нам сквозят в ночах полярных,
В недосягаемой дали! {103}
Но более знакомый и близкий нам Майков все же останется в нашей памяти классиком.
На первой ступени своего творчества он был под безусловным и исключительным влиянием античного мира - природа возрождалась в его фантазии в виде живого соединения живых олицетворений, и он складывал из них то в гекзаметрах, то в важных сенариях {104} свои первые картинные пьесы. Эти опыты юноши 17, 18, 19 лет заслужили в свое время похвалу такого чуткого ценителя поэтической правды, как Белинский {106}, и действительно, если мы дивились свежести таланта Майкова в старости, то нельзя не подивиться и ранней зрелости этого таланта: мы не найдем в его томах ни беспредметных порывов юности, в виде целых пьес, ни прилежных робких подражаний любимым образцам - перед нами сразу выступает поэт, точно Паллада, вышедшая во всеоружии из Зевсовой головы. Кто поверит, что классический "Призыв" написан, когда поэту было 17 лет, а "Сон" {106} - 18-летним юношей?
Беспредметное молодое чувство мелькает в ранней антологии Майкова очень редко и мимолетно, в виде желанья бури и тревог, и воли дорогой {107} или воззвания:
О! дайте мне весь блеск весенних гроз
И горечь слез, и сладость слез! {108}
Стихийные эмоции заслоняются в октавах Майкова образом, барельефом {109}, рисунком или тем искусственным эпикуреизмом, который позже он воспел в Люции, осудил в Деции {110} и забыл на склоне дней.
|< Пред. 18 19 20 21 22 След. >|