Александр II, или История трех одиночеств   ::   Ляшенко Леонид Михайлович

Страница: 525 из 567

Дневники» (СПб., 1995). которому предпослана очень любопытная статья В. Г. Чернухи, само название ее — «Великий реформатор и великомученик» — свидетельствует о начавшейся переоценке ценностей.



7



Наряду со многим прочим здесь, несомненно, выделяется позиция Н. А. Троицкого, последовательного тираноборца, который трактует Александра II как «самого кровавого самодержца» за всю историю России. См : Троицкий Н. А. Друзья народа или бесы // Родина. 1996. No 2.



8



Упоминая здесь и в других местах о разногласиях среди историков по поводу оценок тех или иных событий и лиц, хочется обратить внимание не столько на исконную дискуссионность нашей науки, сколько еще раз порадоваться плюрализму восторжествовавшему в ней. Ведь историки говорят на одном языке, но на разных его диалектах, и если не объявлять один из этих диалектов государственным, то есть обязательным и единственно возможным, то наука от этого только выиграет. Написать окончательною историю мировой цивилизации или какой-нибудь отдельной страны все равно никогда не удастся, они каждый раз будут в чем-то новыми и у разных поколений исследователей, и у разных представителей одного и того же поколения. Понятно, что речь в данном случае идет о профессионалах, а не о дилетантах, вообразивших себя первооткрывателями.



9



Понятно, что любые реформы в самодержавном государстве немыслимы без активного участия в императора. Как отметил Н. Я.

|< Пред. 523 524 525 526 527 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]