Беспамятство как исток (Читая Хармса)   ::   Ямпольский Михаил

Страница: 637 из 668

Это было очень смешное шествие милиционеров с детьми на руках, завернуты [ми] вкрасные одеяла. Оказалось это женщины милиционеры идут из "Охраны материнства и младенчества", где их детям выдали стандартные, красные одеяла.

-- Они были в шлемах? -- спросила Аня.

-- Да, -- сказала Мария. -- Вот сейчас мы взойдем на мост и там я покажу вам откуда Андрей Михайлович увидел в Фонтанке утопленника (МНК, 151).

Бытовое объяснение повтора как будто кроется в "Охране материнства и младенчества". Выбор Хармсом этой организации иронически обыгрывает тему истока, якобы таящегося в рождении и материнстве. В действительности же, как следует из неожиданного поворота рассказа, рамка его ведет к утопленнику в Фонтанке, к месту смерти. Рождение как начало серии оказывается инвертировано в иной исток -- смерть.

10

"Связь" состоит из совершенно разорванных фрагментов, связанных лишь логикой, смысл которой до конца недоступен сознанию. Иллю

366 Глава 12

зия связности в этом тексте питается "невидимым" порядком. В "Пяти неоконченных повествованиях", сделанных для того же Друскина, принцип иной. Хармс начинает повествование, неожиданно обрывает его и переходит на совершенно иной сюжет. Текст, например, начинается с рассказа о человеке, ударившемся головой о кузницу. Неожиданно эта линия прерывается:

4. Кузнец подошел к человеку поближе. 5. Мы прекращаем повествование о кузнеце и неизвестном человеке и начинаем повествование о четырех друзьях гарема (ПВН, 498).

|< Пред. 635 636 637 638 639 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]