Страница:
41 из 51
Буржуазные идеологи отбрасывают маску мнимого демократизма и переходят к проповеди культа "сверхчеловека" и презрения к народу либо пессимистического и мистического декаданса.
Прус не смог в эти годы стать на уровень наиболее передовых социальных идей эпохи, а в известной мере поддался воздействию упадочных течений буржуазной мысли и литературы. Наряду с богатыми общественным содержанием и реалистическими произведениями, такими, как "Фараон", "Перемены", - он пишет произведения слабые и в идейном и в художественном отношении (некоторые рассказы и особенно роман "Дети"). Противоречивость мировоззрения Пруса на заключительном этапе творчества еще более увеличилась.
Однако и в этот период он остается в основном демократом и реалистом. Он подвергает резкой критике реакционную, идеалистическую философию Ницше, воспринятую как высшая мудрость многими польскими декадентами. В статьях 90-х годов, споря с поборниками "чистого искусства", Прус требует, чтобы писатели и художники привлекали внимание всего общества к насущным потребностям трудового народа. "Мы восхищаемся тем художником, - пишет Прус, - который развивает наше восприятие оттенков цвета, тем музыкантом, который делает нас впечатлительными к тонам и мелодиям.
|< Пред. 39 40 41 42 43 След. >|