Страница:
45 из 51
Характерно, что сами трудящиеся женщины у Пруса отрицательно относятся к движению "эмансипированных", которое представлено в романе старой девой-истеричкой пани Говард, мечтающей о замужестве, аристократкой Адой Сольской, соблазнившейся "модой" на эмансипацию, провинциальной кокеткой Евфемией.
Создавая широкую картину жизни Варшавы и провинции. Прус осуждает нравственные устои общества, в котором образование, красота, любовь, брак все является предметом купли-продажи. Как и в "Кукле", преуспевают в этом обществе холодные эгоисты (вроде во многом напоминающей Изабеллу из "Куклы" Элены Норской, которая сумела найти богатого мужа) или дельцы типа ростовщика Згерского, ничего не делающего даром, из всего извлекающего выгоду.
Есть среди героев романа и "честный капиталист", миллионер Стефан Сольский, в котором можно найти кое-что от Вокульского. Прус изображает его энергичным и одаренным человеком, но и Сольский не имеет цели в жизни, не одушевлен никакими высокими идеалами. "Я могу все купить, - рассуждает он, удовольствия, любовниц, знания... Только не могу купить - цели жизни". Увлекшись ненадолго строительством сахарного завода, он вскоре остывает к своей затее, отчасти и потому, что увидел изнанку капиталистического предприятия. "Это не живой организм, - говорит он, - а машина для выжимания прибыли из свеклы, рабочих и хлеборобов... это мельница, в которой перемалываются человеческие жизни".
В целом же социальные характеристики героев этого романа менее четки, чем в "Кукле". Критика шляхты здесь уже не так остра. К тому же Прус правда, не очень последовательно - пытается скомпрометировать передовые социальные идеи, заставив пропагандировать их в романе эгоиста и проходимца Казимежа Норского.
|< Пред. 43 44 45 46 47 След. >|