Страница:
10 из 12
Полный сочувствия к народу и возмущения против тех, кто эксплуатировал детей и превращал взрослыхлюдей в бесправных рабов, Диккенс не мог остаться равнодушным к тому, что происходило на его глазах. Закон о бедных и учреждение работных домов, этих ненавистных трудящимся "бастилий для бедных", толкнули его на создание первых социальных романов. Впоследствии всякая несправедливость и жестокость, в какой бы форме они ни проявлялись, немедленно вызывали в нем решимость своим творчеством содействовать их устранению, высказать против них самый горячий протест.
Писатель, только что закончивший эпопею, повествующую о приключениях забавных чудаков, обращается к социальному роману.
Хотя веселый смех Диккенса-юмориста отнюдь не замолк в произведениях, написанных непосредственно после "Пиквикa", однако смех этот начал приобретать обличительные интонации. Критические мотивы все больше и глубже пропинают в ткань новых романов, задуманных и написанных после завершения "Записок". Социальная тема выдвигается в них на первый план. Диккенс пишет роман о работных домах и трущобах Лондона - "Приключения Оливера Твиста" (1837-1838) - роман о чудовищных школах для бедных - "Жизнь и приключения Николаса Никльби" (1838-1839), в котором мимоходом набрасывает блестящий по силе типизации образ парламентария Грегсбюри.
Изображение современной жизни развертывается как в "Оливере Твисте", так и в "Николасе Никльби" вокруг истории одного героя.
|< Пред. 8 9 10 11 12 След. >|