Страница:
6 из 12
После 1832 года вся передовая английская литература насыщена социальной темой и так или иначе выражает протест народа. Особенно властно протест этот звучит в поэзии чартизма. С огромной художественной силой выражен он в творчестве тех писателей-реалистов, которых Маркс в одной из своих статей 1854 года назвал "блестящей школой романистов в Англии" Диккенса и Теккерея, Ш. Бронте и Гаскел.
Разительные контрасты, столь характерные для Англии послереформенных лет, бедственное положение миллионных масс, пустая говорильня в парламенте все это было хорошо известно молодому автору "Очерков Боза" и "Посмертных записок Пиквикского клуба". Такие рассказы, как "Смерть пьяницы", "Черная вуаль", "Посещение Ньюгетской тюрьмы" и другие, вошедшие в том первых произведений Диккенса, ярко демонстрируют отношение писателя к страшной судьбе бедняка, а главы "Посмертных записок", посвященные парламентским выбором в Итенсуилле, суду над Пиквиком и изображению Флитской тюрьмы, показывают, насколько хорошо знакома была молодому писателю изнанка жизни новой буржуазной Англии.
Но до 1836 года Диккенс совершенно сознательно не углублялся в изображение темных сторон современного ему общества. В первые годы своей деятельности он весело и добродушно смеется над тем, что смешно, не задерживаясь на мрачном и трагическом.
|< Пред. 4 5 6 7 8 След. >|