Дмитрий Мережковский: Жизнь и деяния   ::   Зобнин Юрий

Страница: 3 из 132

Воронцова помедлила, затем вдруг, повернувшись в кресле, указала на одну из мраморных статуэток, украшавших кабинет:

Изобразил послушный мрамор в ней

Людскую душу в то мгновенье, как цепей

Плотских позор на волю покидая,

Она, в простор небес полет свой направляя,

Не сбросила еще свой саван гробовой,

Тяжелый саван суеты и лжи земной,

Но гонят уж лучи небесного сиянья

С чела следы борьбы и дольнего страданья…

(Д. С. Мережковский «На статуэтку, показанную мне княгиней Воронцовой…» [1] )

– Вот – поэзия…

«Бывают в жизни каждого человека минуты особого значения, которые соединяют и обнаруживают весь смысл его жизни, определяют раз навсегда, кто он и чего стоит, дают как бы внутренний разрез всей его личности до последних глубин ее сознательного и бессознательного», – писал Мережковский, приступая к исследованию жизни Л. Н. Толстого. Для самого же будущего автора «Л. Толстого и Достоевского» миг откровения наступил тогда, 9 июля 1879 года: в болезненном мальчике, читающем по-детски неумелые подражания Пушкину и Некрасову, «волшебница» Воронцова уловила подлинно поэтическое свойство – необыкновенную метафизическую чуткость души, угадывающей за «земной суетой и ложью» – Незримый Свет, «небесное сиянье», преображающее косную плотскую тварь.

Мережковский проживет долгую жизнь и оставит грандиозное наследие: стихи, романы, рассказы, поэмы, философские эссе, литературоведческие и религиоведческие исследования – всего не перечислишь.

|< Пред. 1 2 3 4 5 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]