Страница:
12 из 57
Шелтон дал соверен девушке, у которой не было денег на билет, а это противоречит понятиям полной дамы о благопристойности. От "холеной, белой руки веяло необычайным самодовольством и обособленностью; какая-то уверенная праведность в ее изгибе, чопорная жеманность отставленного толстого мизинца - все это приобрело совершенно необъяснимую значимость, словно олицетворение приговора, который вынесли его спутники..."
Снимая один за другим покровы с общества фарисеев, Шелтон подвергает сомнению их право рассматривать мир как свой заповедник и приходит к мысли, что положение, которое занимают они, как и сам он, не более чем "счастливая случайность". Однако Шелтон не делает последнего, более смелого вывода по поводу системы, порождающей подобные "счастливые случайности".
"Остров фарисеев", в котором дана общая картина буржуазно-аристократической Англии, - своего рода прелюдия к зрелому творчеству Голсуорси, здесь затронуты все волнующие его вопросы современной жизни, которые он рассматривает более пристально в последующих произведениях. В центре романа "Собственник", вышедшего через два года после "Острова фарисеев", стоит проблема семьи - "мощного звена общественной жизни", "точного воспроизведения целого общества в миниатюре". В критике семьи, как цитадели устоев буржуазного общества, Голсуорси шел по пути своих предшественников - Сэмюэля Батлера с его романом "Путь всякой плоти" и Бернарда Шоу, назвавшего буржуазную семью "страшным институтом".
|< Пред. 10 11 12 13 14 След. >|