Джон Мильтон и его поэма Потерянный Рай :: Одаховская И.
Страница:
10 из 24
В «Потерянном Рае» живут лучшие традиции пуританской революции, но, взятое в целом, произведение является критическим пересмотром политического опыта, накопленного Мильтоном за годы республики (Commonwealth), как официально продолжал именоваться новый строй даже тогда, когда его правитель захватил власть большую, чем та, которой обладал свергнутый революцией король.
«Потерянный Рай» начинается с изображения войны между небом и адом; на одной стороне бог, его архангелы, ангелы — словом, весь сонм небожителей; на другой падший ангел-Сатана, духи зла Вельзевул, Маммона и весь синклит демонов и чертей. Казалось бы, все ясно и просто. Но стоит вчитаться в речи обитателей ада, как эта ясность оказывается мнимой. Низвергнутые с небес духи замышляют восстание против бога. Нельзя не обратить внимание на то, как они его именуют. «Царь небес», «Государь, Единый Самодержец», — он для низвергнутых в адскую бездну деспот и тиран. Для пуританина Мильтона бог был выстой святыней. Для революционера Мильтона невыносима всякая единоличная власть. Мы понимаем, конечно, что все дурное говорят о царе небес злые духи, для которых естественно хулить бога.
По нельзя не заметить ореола героизма, которым окружает Мильтон Сатану.
Мятежный Властелин,
Осанкой статной всех превосходя,
Как башня высится.
|< Пред. 8 9 10 11 12 След. >|