Фантастика, рожденная революцией   ::   Нудельман Рафаил

Страница: 19 из 60

То было время "сдвинутого" с места быта, бурлившего обещаниями многочисленных, самых фантастических возможностей как для отдельного человека,так и для страны и мира. Еще жива была память о внезапном и грандиозном перевороте, о приключениях и опасностях, пережитых в революции и гражданской войне; еще живы были надежды на близкое, скорое завершение мировой революции; ощущение неустойчивости капиталистического мира, как говорят, носилось в воздухе. Все это создавало психологическую основу появления особого рода литературы - так называемого "красного детектива" ("Месс-Менд" Мариэтты Шагинян, "Иприт" Виктора Шкловского и Валентина Катаева), который предполагалось противопоставить детективу, буржуазному. Героями этих книг были отважные рабочие и сознательные интеллигенты, разрушающие хитроумнейшие заговоры капиталистических держав против Страны Советов. Непременным элементом было некое фантастическое допущение, наукообразная, а иногда и откровенно сказочная "гипотеза" (у Шагинян - это открытие особого чудесного элемента лэния или содружество вещей и рабочих; у Шкловского - изобретение сверхвзрывчатки). "Красный детектив" был откровенным выражением отчетливо сформулированного "социального" заказа; его буйно-приключенческий сюжет, перебрасывавший героев с одного континента на другой, неизменно завершался картинами мировой революции, в приближении которой решающую роль играли похождения героев. "Красный детектив" был, по существу, гибридным жанром, совмещавшим в себе элементы детектива и фантастики; его черты во многом характерны и для главной части фантастики начала 20-х годов.

|< Пред. 17 18 19 20 21 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]