Фантастика, рожденная революцией   ::   Нудельман Рафаил

Страница: 34 из 60

В "Аэлите" Толстой как бы спорит с самим собой, со своим страхом перед революцией, со своими иллюзиями о возможности мирного пути. Не революцию вообще, а именно русскую революцию он делает символом духовного и чуть ли не биологического возрождения человечества; выражением этой мысли служит великолепный, полнокровный образ прирожденного революционера, бунтаря по крови Гусева. Второй, "малый круг" идейного кровообращения в повести связан с образами Лося и Аэлиты. Человек оказывается подобным человечеству в своих циклах развития: утомленный разумом, разочарованный в его тщете, он возрождается к новой жизни через новую любовь к женщине, носительнице жизни. Высокоученые Лось с Аэлитой и "дикий" Гусев - два выражения двуединой мысли о вечном круговороте жизни, в которой все - от пылинки и человека до звезд и цивилизаций - проходит циклы смерти, безмолвия, мрака и возрождения, нового узнавания жизни. Клич Аэлиты не случайно назван "голосом любви и вечности" - это голос жизни, умирающей и тоскующей по обновлению, голос Аэлиты, Марса, вселенной. "Аэлита" шире "Гиперболоида" в историческом размахе, но уступает ему в социальной, мировоззренческой точности; в понимании революции ощущается расплывчатый биокосмизм; ни возникновение технократии, ни тускубовская философия "предсмертного пира элиты" не имеют корней в самом романе. Концепция "Аэлиты" чрезмерно обобщена - в отличие от предельно конкретной концепции "Гиперболоида".

|< Пред. 32 33 34 35 36 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]