Фантастика, рожденная революцией :: Нудельман Рафаил
Страница:
57 из 60
Противостоящие силы фантастически гротескный Главначпупс и фантастически романтическая Машина времени - условные формы воплощения не олицетворенных в реальности и враждебных сил: потока времени и плотины казенного равнодушия, преступной бюрократической системы, пытающейся остановить время, или, перефразируя Оптимистенко, удержаться за место и удержать место на месте. Посланец будущего позволяет "взглянуть со стороны" на настоящее, увидеть эти подспудные тенденции, понять величие "малых дел" настоящего. Фантастические пьесы Маяковского, конечно, далеки от психологизма Ал. Толстого; это лежит вне их творческой установки. Они ближе к современной фантастике с ее "мысленным экспериментированием", ставящим героев или мир в необычные условия. "Аэлиту" или "Гиперболоид" никто не назовет иначе, как фантастическими произведениями; однако, сопоставляя их с пьесами Маяковского, можно заметить, что, пожалуй, книги Толстого по внутренней схеме ближе к традиционному реалистическому ряду, чем "Клоп" или "Баня". Пьесы Маяковского - и в этом их главное, новаторское, но в те годы не замеченное значение - это прежде всего типичные "мысленные эксперименты", и в этом плане сравнивать их можно, например, с "Возвращением со звезд" Ст. Лема, "Операцией Вега" Ф. Дюрренматта или "Попыткой к бегству" А. и Б. Стругацких. Книги Алексея Толстого и Александра Беляева, пьесы Владимира Маяковского - наиболее крупные, новаторские произведения советской фантастики 20-х годов. Но как было показано выше, они не исчерпывают всего многообразия имен, направлений, которые в совокупности образовали фундамент нашей фантастики в первое десятилетие ее существования.
|< Пред. 55 56 57 58 59 След. >|