Страница:
102 из 655
Коммунисты же сами поклонялись кумиру прогресса, и их пропаганда оказывалась гораздо интереснее эсеровской для образованных, активных, современных.
Идеология марксизма делала РСДРП партией более интернациональной, чем очень уж национальные эсеры.
Не случайно на сборищах II Интернационала марксисты как бы представляли все социалистическое движение России, а эсеры оказывались в роли то ли «младших братьев», то ли эдаких экзотических существ. Сами эсеры на такое положение вещей сильно обижались, но факт остается фактом: для европейских социалистов эсдеки были родные, а эсеры в лучшем случае двоюродные.
Впрочем, рано совершился раскол РСДРП на социалдемократов европейского типа и на нечто специфическое для России. В 1903 году, на Втором съезде РСДРП, возник спор вокруг того, кто же может стать членом партии? В.И. Ленин и его сторонники считали — «членом партии является всякий, признающий программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций». Без личного участия — ты не член РСДРП!
А вот Ю.О. Мартов и его сторонники полагали — можно и не участвовать лично в работе партийных ячеек, но быть членом РСДРП! Мартов отстаивает классическую схему членства в партии — по убеждениям. Ленин настаивает на совсем другом понимании партии: не как объединения по убеждениям, а как духовного ордена или, если менее возвышенно, то как шайки, сплоченной общим делом.
К концу съезда сторонники Ленина имели большинство, и стали называться большевиками.
|< Пред. 100 101 102 103 104 След. >|