Страница:
535 из 655
Но у них-то как раз и были идеи, по силе сравнимые с коммунистической. Идею национальной независимости Финляндии и Грузии разделяли очень многие в этих странах. Перед лицом внешней опасности на эту идею начинали работать даже те, кого не очень волновал национализм. Не хочешь под большевиков? Бери винтовку!
В результате взяли винтовки очень многие финны, эстонцы и поляки. Самые сильные армии после Красной Армии — национальные армии. Красная Армия проиграла войны с прибалтами, финнами и поляками.
Некоммунистическая Россия постепенно разваливалась, доживала то, что люди наработали до 1914 года. А Советская Россия росла не по дням, а по часам, и развивалась.
До лета 1918 года Советскую республику можно было брать голыми руками. Пойди немцы или союзники на Москву силами трех добрых дивизий, и Советская Власть рухнула бы в одночасье. Пойди на Москву Деникин в октябре 1918 года теми силами, которыми он пошел только в октябре 1919 — и он, скорее всего, взял бы Москву.
Но уже к началу 1919 года армия Советской Республики превращается в грозную силу… К 1920 РСФСР уже не возьмешь ни белыми армиями, ни тремя дивизиями союзников.
3. Все понимают, что армия — это только часть страны. Можно погубить всю армию — но во имя страны и народа. Часть можно отдать во имя целого, но не целое же ради части.
Все думали, что Россия — это целое, а политики, армии и бронепоезда — это часть. Никто не захотел бы губить Россию ради самой замечательной армии: смысла нет никакого.
|< Пред. 533 534 535 536 537 След. >|