История молодого человека (Шатобриан и Бенжамен Констан) :: Виноградов Анатолий
Страница:
24 из 69
Он слушал проповедь королевского духовника и наблюдал, как рассеянно титулованные придворные ведут себя и улыбаются, как усталый осанистый представитель католического духовенства не решается произнести слово "Христос", в своей утонченной, прекрасно построенной проповеди он упоминает лишь "законодателя христиан". С еще большим удивлением молодой Ренэ слушал в салонах, как поклонники Руссо проповедывали гражданское равенство, но, возвращаясь из Версаля или из Парижа в Камбре, еще больше удивлялся тому, что те же поклонники Руссо и "Энциклопедии" наказывали палочными ударами своих солдат.
Однажды в военном министерстве он увидел голубоглазого белокурого человека. Это был нотабль Лафайет. В расшитом камзоле, с тростью, постукивая набалдашником по золотой табакерке, он шел по лестнице и кричал: "Да, да, виконт, если его величество дал согласие, собирайте Генеральные штаты и как можно поскорее, - иначе все полетит в преисподнюю!"
"Как? - подумал Шатобриан. - Созываются представители трех сословий? Этого, кажется, не было почти сто лет. Старинные короли созывали штаты только для голосования новых налогов на новые войны. Но давно уже короли обходятся без представителей "трех сословий".
- Неужели дело так серьезно? - спросил Шатобриан у проходящих.
- Значит, очень серьезно, господин королевский поручик, если Франция разорена, - ответили ему сурово.
- Боже мой, как разорена? Кем разорена? - спрашивал поручик Шатобриан.
- Разорена дворянской расточительностью и принуждена просить денег у третьего сословия, - был еще более суровый ответ.
Шатобриан бросает полк и, едва успев спросить разрешения, уезжает в родную Бретань.
|< Пред. 22 23 24 25 26 След. >|