История одной болезни   ::   Шубин Борис Моисеевич

Страница: 85 из 137



Но вернемся к нашей истории болезни.

Итак, многоопытный Н. Ф. Арендт отказался от мучительной и бесперспективной операции. Это его решение соответствовало золотому гиппократовскому правилу: "При лечении болезней надо всегда иметь в виду –принести пользу или по крайней мере не навредить"

Скорее всего выжидательная тактика Н. Ф– Арендта и его пессимистический прогноз совпали с мнением-профессоров X. X. Саломона и И. В: Буяльскогсг, в тот же вечер осмотревших А. С. Пушкина и больше не привлекавшихся друзьями и родственниками к лечению. Из знаменитых российских хирургов не консультировал Александра Сергеевича только Н. И. Пирогов, находившийся в Дерпте, но и он вряд ли что-либо смог бы предложить.

Я только что привел одну из максим Гиппократа, которой придерживался Н. Ф. Арендт. Но есть еще и другое – не менее известное его правило, которое Арендт счел возможным нарушить:

"Окружи больного любовью и разумным утешением;, но главное, оставь его в неведении того, что ему предстоит: и особенно того, что ему угрожает".

Почему он не. обнадежил смертельно раненного поэта?

Не будем возвращаться к возникшей перед Пушкиным необходимости выполнения целого ряда неотложных дел.

Главная причина, по-видимому, не в этом.

Арендт судя по всему, отдавал себе отчет в том, что за пациента ему послала судьба [20] . И именно поэтому не посчитал себя вправе дать Пушкину ложные надежды; на возможное исцеление.

|< Пред. 83 84 85 86 87 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]