История русской словесности. Часть 3. Выпуск 1   ::   Сиповский Василий Васильевич

Страница: 150 из 526

Съ такой точки зрѣнія устанавливался спокойный взглядъ на жизнь,- всѣ ея явленія оказывались неизбѣжными, какъ временные моменты мірового развитія. "Государство", какъ форма, есть созданіе всего человѣческаго рода, но неотдѣльныхъ личностей {Точка зрѣнія совершенно противоположная Карамзинской. Оттого Н. Полевой, убѣжденный шеллингіанецъ, исправляя Карамзина, сочинилъ свою "Исторію русскаго народа". }.

Идеалъ космополитическаго состоянія, основаннаго на правѣ, есть цѣль исторіи, въ которой "случайное" и "заковомѣрное" дѣйствуютъ вмѣстѣ, поскольку сознательное свободное дѣйствіе индивидуумовъ служитъ цѣли, предписанной міровымъ духомъ. Такимъ образомъ люди, даже съ ихъ личными, частными интересами, въ то же время являются сотрудниками всемірно-исторической драмы, которая ведетъ человѣчество по дорогѣ вь совершенствованію.

Смыслъ прогресса, по мнѣнію Шеллинга, заключался въ смѣнѣ царства судьбы, подъ властью которой человѣчество находилось въ древнѣйшія времена, царствомъ предопредѣленія, которое должно наступить въ будущемъ; въ этомъ царствѣ божественнаго предопредѣленія и должно было совершиться гармоничное примиреніе человѣческой свободы и необходимости – должно было восторжествовать истинно-религіозное міросозерцаніе, одинаково далекое и оть фатализма, и отъ атеизма. Въ конечномъ своемъ развитіи онъ видѣлъ сліяніе поэзіи и философіи (религіи и науки), какъ это было въ періодъ миѳологіи (синкретизмъ).

Гегель.

|< Пред. 148 149 150 151 152 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]