Страница:
193 из 526
Развѣнчиваніе личности въ поэмѣ.
Такимъ образомъ, "Полтава", какъ "Цыгане", какъ "Евгеній Онѣгинъ", какъ, отчасти, "Борисъ Годуновъ" – есть развѣнчиваніе "лвчности". Мы видѣли и въ жизни самого Пушкина это освобожденіе отъ эгоизма.
Художественныя красоты поэмы.
Поэма "Полтава", имѣющая большіе недочеты въ "построеніи", отличается обиліемъ отдѣльныхъ сценъ и картинъ, написанныхъ геніально. Таковы, напримѣръ, сцены: разговоръ Мазепы съ Маріей, Орлика и Кочубея, появленіе сумасшедшей Маріи, описаніе украинской ночи и полтавской битвы.
Происхожденіе поэмы.
Какъ указано было, поэма отразила на себѣ – 1) давно зрѣвшій y Пушкина интересъ къ личности Петра – и 2) вліяніе "думъ" Рылѣева: въ нихъ Рылѣевъ раньше Пушкина началъ ходить вокругъ того художественнаго замысла, который воплощенъ "въ Полтавѣ": въ "думахъ" его выведены почти всѣ лица, которыя повторяются потомъ въ Полтавѣ; кромѣ того, нѣкоторыя отдѣльныя картины, даже стихи Рылѣева повторены въ "Полтавѣ" (черты характера Мазепы, картина привала утомленныхъ бѣглецовъ Карла и Мазепы, пророческія видѣнія Мазепы, анаѳематствованіе въ церкви, казнь Кочубея, появленіе Маріи, y Пушкина развившіяся въ цѣлыя картины, прощанье съ родной землей) – все это, заимствованное Пушкинымъ, имъ перерабатывается и достигаетъ высокой степени совершенства,- 3) многіе факты изъ жизни Мазепы взяты Пушкинымъ изъ его "жизнеописанія", приложеннаго къ "думѣ" Рылѣева – "Войнаровскій", и принадлежащаго перу Корниловича.
"Галубъ".
|< Пред. 191 192 193 194 195 След. >|