История русской словесности. Часть 3. Выпуск 1   ::   Сиповский Василий Васильевич

Страница: 295 из 526

Кромѣ того нѣкоторые промахи его произведенія объясняются тѣмъ, что онъ взялся изображать нерусскую жизнь, нерусскую природу, самъ ничего, кромѣ Малороссіи, не зная: по однимъ книгамъ невозможно было вѣрно представить жизнь нѣмецкой провинціи.

{* Въ поэмѣ встрѣчаются такія строки:

"Подымается протяжно

Въ бѣломъ саванѣ мертвецъ;

Кости пыльныя онъ важно

Отираетъ, молодецъ".

Или:

"И остальная жизнь моя -

Заплата (т. е. плата) малая моя

За прежней жизни злую повѣсть".}

"Вечера на хуторѣ близъ Диканьки". Сочетаніе романтизма и реализма въ повѣстяхъ.

Повѣсти, извѣстныя подъ общимъ именемъ: "Вечера на хуторѣ близъ Диканьки", представляютъ собою сборникъ, составленный изъ двухъ частей,- въ первую вошли повѣсти: "Сорочинская ярмарка", "Вечеръ наканунѣ Ивана Купала", "Майская ночь, или утопленница". Во вторую часть вошли – "Ночь передъ Рождествомъ", "Страшная Месть", "Иванъ Ѳедоровичъ Шпонька и его тетушка", "Заколдованное мѣсто". Всѣ онѣ представляютъ много сходства и много различія. Сходство заключается въ томъ, что почти во всѣхъ этихъ повѣстяхъ (кромѣ повѣсти "Иванъ Ѳедоровичъ Шпонька") мы найдемъ, въ большей или меньшей мѣрѣ, всѣ главные признаки романтическаго и реалистическаго направленія. Въ этомъ отношеніи повѣсти Гоголя очень напоминаютъ произведенія Марлинскаго {См. выше, ч. II моей "Исторіи".}: на фонѣ, написанномъ очень реально, развертываются событія самаго фантастическаго свойства {См. выше, II ч. моей "Исторіи", главу о романтизмѣ.

|< Пред. 293 294 295 296 297 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]