Книга Кагала   ::   Брафман Яков Александрович

Страница: 46 из 330

Всеобщее уважение евреев к этим присягам так высоко, что субъект, не исполнивший раз присягу, даже будучи в остальном чист и совестлив, сильно роняет себя в глазах общества; после этого он обыкновенно лишается общего доверия и на него смотрят как на погибшего. При таком отношении к присяге неудивительно, что еврей большей частью готов понести самые чувствительные потери, чем не исполнить данную бет-дину присягу. По этому весьма важному обстоятельству в еврейском судилище всегда бывает в ходу только третий разряд присяги – Сетам-херем.

Но, к сожалению, мы должны прибавить, что это высокое понятие еврея о присяге было бы действительно отрадным явлением в еврейской жизни, если не существовало бы совершенно противное понятие о присягах, назначаемых нееврейским судом.

Талмуд, на котором основан весь еврейский быт, не признает для евреев обязанности законов и постановлений иноверных судилищ [60] , поэтому к присягам, обращенным к местным властям и законам, евреи относятся крайне небрежно и легкомысленно, так что по справедливости можно сказать, что все таковые присяги суть только для них одна пустая формальность в полном смысле слова.

В заключение нашего обозрения правил о присяге у евреев мы считаем нелишним привести следующую статью из Маймонида, в которой в точности изображена внешняя обстановка при совершении присяги во всей своей оригинальности.



О присяге



«Мы слышали, что в вашем городе находятся лица, которые каждому назначают присягу, и такие, которые готовы совершать оную ложно и подтверждать, что она искренняя. Эти люди нехорошо поступают, приготовляя гибель самим себе. Наказание за ложную присягу даже на полушку чрезвычайно велико.

|< Пред. 44 45 46 47 48 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]