Комментарий к Последнему Кольценосцу Кирилла Еськова :: Переслегин Сергей
Страница:
16 из 31
Толкиена возникла как распаковка архивов, восходящих к праиндоевропейскому языку, к культурам, едва ли не палеолитическим..
Сравнительный анализ мифологий различных народов Земли и Арды позволяет отыскать ряд очевидных параллелей. В данном случае нас будут интересовать следующие моменты:
- явная или скрытая (Египет) антропоморфность Богов;
- наличие культурного героя (одного, реже двух), находящегося в особых
отношениях с Богами, получившего (в некоторых случаях укравшего) у них
основополагающие технологии (земледелие, письменность, строительство
домов, обработка металлов и пр.) и обучивших им свой народ;
- существование "запретных знаний", которые культурный герой не захотел
или не смог передать людям (чаще всего речь идет о бессмертии, однако
есть и другие варианты).
Это позволяет взглянуть на конфликт людей и эльфов с несколько неожиданной стороны.. Дело в том, что полный мифологический цикл образуют только культура эльфов и, отчасти, гномов. В истории людей Средиземья нет культурного героя. Hапротив, многократно подчеркивается, что люди получили от эльфов весь комплект нео/энеолитических технологий - до алфавитной письменности включительно. То есть, люди толкиенского мира являются в современной терминологии искусственно возвышенной расой. Вполне понятно, что ситуация, сложившаяся к исходу Третьей Эпохи, когда на каждого оставшегося в Средиземье эльфа приходилось около пяти тысяч людей, виделась эльфам "Планетой обезьян".
|< Пред. 14 15 16 17 18 След. >|