Страница:
41 из 134
Сообразно с широтою взгляда и силою чувства авторов будет разниться и способ изображения предметов и самое изложение у каждого из них. Разобрать это отношение внешней формы к внутренней силе уже нетрудно; самое главное для критики - определить, стоит ли автор в уровень с теми естественными стремлениями, которые уже пробудились в народе или должны скоро пробудиться по требованию современного порядка дел; затем - в какой мере умел он их понять и выразить и взял ли он существо дел, корень его, или только внешность, обнял ли общность предмета или только некоторые его стороны.
______________
* Дифирамб (с греч.) - у древних греков торжественная песнь в честь бога Диониса; в переносном смысле - преувеличенная, восторженная похвала.
** Мадригал (с франц.) - небольшое стихотворение, восхваляющее кого-либо.
*** Алхимия (с греч.) - в средние века лженаука о превращении простых металлов в драгоценные при помощи фантастического философского камня.
Считаем излишним распространяться о том, что мы здесь разумеем не теоретическое обсуждение, а поэтическое представление фактов жизни. В прежних статьях об Островском мы достаточно говорили о различии отвлеченного мышления от художественного способа представления. Повторим здесь только одно замечание, необходимое для того, чтобы поборники чистого искусства не обвинили нас опять в навязыванье художнику "утилитарных* тем".
|< Пред. 39 40 41 42 43 След. >|