Страница:
65 из 134
Задать вопрос, - на это их еще станет; но если ответ будет таков, что "пушка сама по себе, а мортира сама по себе", - то они уже не смеют пытать дальше и смиренно довольствуются данным объяснением. Секрет подобного равнодушия к логике заключается прежде всего в отсутствии всякой логичности в жизненных отношениях. Ключ этой тайны дает нам, например, следующая реплика Дикого в "Грозе". Кулигин, в ответ на его грубости, говорит: "за что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?" Дикой отвечает вот что:
Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому
отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты
честный человек, а я думаю, что ты разбойник, - вот и все.
Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что
разбойник, и конец. Что ж ты, судиться, что ли, со мною будешь?
Так и знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.
Какое теоретическое рассуждение может устоять там, где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон и логика этой жизни. Это не анархия*, но нечто еще гораздо худшее (хотя воображение образованного европейца и не умеет представить себе ничего хуже анархии). В анархии так уж и нет никакого начала: всяк молодец на свой образец, никто никому не указ, всякий на приказание другого может отвечать, что я, мол, тебя знать не хочу, и таким образом все озорничают и ни в чем согласиться не могут.
|< Пред. 63 64 65 66 67 След. >|