Страница:
3 из 4
С простых советских людей - филологов Ларисы Богораз и Константина Бабицкого, поэтов Натальи Горбаневской и Вадима Делоне, рабочего-электрика Владимира Дремлюги, физика Павла Литвинова, искусствоведа Виктора Файнберга - началось реальное размывание монолитного сталинского гранита советской идеологии. Подвиг семи чувствительных к вопросам чести и совести людей подготовил и перестройку, и реформы, и все то, что происходило в политической истории России в последние теперь уже почти 20 лет. В этом смысле и политик Владимир Путин - "дитя" августа 1968 года.
Демонстранты держали в руках четыре плаката: "Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!", "Руки прочь от ЧССР!", "Долой оккупантов!" и самый знаменитый - "За нашу и вашу свободу!". В последнем лозунге, позаимствованном у польского освободительного движения XIX века, содержался основной идеологический месседж диссидентов. Путь Чехословакии к социализму с человеческим лицом тогда казался эталонным - хотелось такой же, как там, свободы. (По иронии истории, у нового чешского руководителя была фамилия Свобода. Отечественная интеллигенция шутила: "Что такое Свобода?" "Осознанная необходимость".)
Семерка демократов вводила в мировоззренческий оборот новое, немарксистское толкование свободы, сформулировала не словами, а действием собственно ценность свободы, за которую можно пойти в лагеря и в психушки.
Ценность свободы забыта, девальвирована, осмеяна. Но чем циничнее время, тем очевиднее запрос на свободу - пусть не в романтическом, а в строго прикладном, даже "шкурном" смысле: при политически и экономически свободном режиме есть и демократия, и севрюжина с хреном.
|< Пред. 1 2 3 4 След. >|