Страница:
9 из 84
Тютчев в этом стихотворении по существу заходит даже дальше, нежели циник — автор пошлятины про «ходовых размеров шмотки» и «слабость стиснутых коленок под натиском приблудных рук», поскольку Ф.И.Тютчев искренне возводит царящую разруху и господствующую терпимость в отношении угнетения одних людей другими — причину разрухи — в ранг нормы жизни, якобы благословлённой Свыше [7] . Но это его стихотворение вызвало возражение другого поэта — графа Алексея Константиновича Толстого:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа!
Ф.И.Тютчев
Одарив весьма обильно
Нашу землю, Царь Небесный
Быть богатою и сильной
Повелел ей повсеместно.
Но чтоб падали селенья,
Чтобы нивы пустовали -
Нам на то благословенье
Царь Небесный дал едва ли!
Мы беспечны, мы ленивы,
Всё у нас из рук валuтся,
И к тому ж мы терпеливы -
Этим нечего городиться!
Февраль 1869 г.
Однако действенной альтернативы, способной породить иной образ жизни общества, в XIX веке в России выработано не было, хотя призыв к этому и был высказан поэтом и философом А.С.Хомяковым в 1839 г. — ещё за 30 лет до того, как А.К.Толстой написал приведённый выше ответ Ф.И.
|< Пред. 7 8 9 10 11 След. >|