Обрученные с идеей (О повести Как закалялась сталь Николая Островского)   ::   Аннинский Лев

Страница: 27 из 102



Во внутреннем драматизме этих противоречивых самохарактеристик отражается драматизм и парадоксальность самого явления Островского в литературу. Больше - это драматизм самой эпохи, парадоксальность ее новых законов.

В 1929 году журнал "Октябрь" печатает в разделе "Пережитое" автобиографию молодого красного бойца; жанр так и определяют: "обыкновенная биография". Это - "Школа" А. Гайдара.

За несколько лет до этого в серии "Труды Истпарта" появляются воспоминания комиссара 25-й дивизии. Это - "Чапаев" Дм. Фурманова.

Николай Островский впервые берет перо по заданию Истмола Украины записать материал для историков. ("Истмол" - история молодежных организаций).

До 1932 года слово "писатель" не приходит ему в голову. Он садится за книгу, чтобы составить "воспоминания". Он делает "запись целого ряда фактов". Тарас Костров (очевидно в 1927 году) советует ему облечь историю "в форму повести или романа". В этот период "форма" для Островского - не более, чем грамотный язык; главная его забота - вовсе не жанр а верность правде, простодушное желание обрисовать действительных (и живых еще) героев, "указав все их недостатки и положительные стороны". Этим живым свидетелям и участникам Островский и посылает на отзыв свою работу (он везде пишет "книга, "труд", "работа", и даже потом, когда в журнале произносят слово "роман", Островский настаивает на менее литературном "повесть"). В первую очередь работу смотрят участники событий. И уж потом - "спецы" по литературным вопросам. "Спецы" по "форме".

|< Пред. 25 26 27 28 29 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]