Оруженосцы бесстрастного бога (заметки о прозе Сергея Лукьяненко) :: Мартыненко Всеволод
Страница:
14 из 21
Возможность достигать соглашения с другим, обладающим теми же свойствами существом относительно таких символов, выраженных в комбонации внешних ощущений - слуховых, зрительных, осязательных (устная, письменная речь, изобразительный ряд, азбука слепоглухонемых, музыка).
Наконец, наличие особой информационной структуры, направленной на осуществление этих свойств и сохранение их на время, большее срока существования одного представителя вида.
Последнее обычно известно, как мораль или нравственность. Потому, что именно эти институты занимаются регулированием человеческих взаимоотношений. В том числе тех, что ответственны за формирование навыков общения и передачи информации. От человека к человеку. От поколения к поколению. От культуры к культуре.
И скажем так, общество, не обладающее подобным институтом, вообще не может быть воспринято, как цивилизация. Для его реализации не найдено пока определения, а примеров такого общества нет ни в реальности, ни в фантастических произведениях.
Так что, если Земля способна ощутить существование соперников, как подобной себе силы, значит, сила эта не столь чужда. Во всяком случае, какой-то частью она подходит под выведенный критерий гуманоидности, или хотя бы разумности.
Позволительно отнести и к Лотану, и к Тьме: "Другие абсолютно нечеловеческие герои - это лишь сверхосторожные, слишком сентиментальные, излишне гордые или предельно жестокие люди." [ ]
Другими словами, цивилизации различаются нравственными системами, обеспечивающими их существование, продолжение во времени, сопротивление энтропии.
|< Пред. 12 13 14 15 16 След. >|