Почему я стал символистом... :: Белый Андрей
Страница:
42 из 172
Этот ритм тройственности мне слышим в эпоху написания «Симфоний» (в 1901 году); но никто не понимает меня хотя бы в совмещении нот величайшего оптимизма ( «много радостей осталось для людей» ) с острой сатиричностью против прямолобого перения в «мистику» и в «секту» . Через год, когда вышла «Симфония» , даже приемлющие ее художественно не видят меня; Рачинский и Эллис восхищаются «Симфонией»; Рачинский тем, что она якобы говорит «да» традиции; Эллис тем, что «Симфония» написана вдребезги разбитой душой; оба не видят проблемы критицизма , зигзага и поворотного угла, переносящего «чаяния» в иную сферу; я же в предисловии подчеркиваю три смысла «Симфонии». Идейно-символический ее лозунг: близится «новое» ; сатирический лозунг: «не лупите к новой культуре по прямому проводу догматов и мистики: расшибете лбы»; реалистический лозунг: материал для «Симфонии» имеется; это быт ощущений нового слоя людей; этот быт отрицался; его не видели; я же имел глаза и зарисовывал факты: повальная мода на религиозно-философские вопросы началась только через 3-4 года по написании «Симфонии»; я видел эту «моду» уже в 1900 1901 годах.
С 1901 года до 1905 года меня озабочивает конкретнейшая проблема: раз факт переклички в опыте символистов установлен, этим установлена возможность укрепления и роста этого опыта в ассоциации, внутренней коммуне, долженствующей вынашивать самый быт жизни, основанный на связи в Символе; многообразие символизаций так сказать, обстановка быта коммуны символистов; проблема коллективизма из умопостигаемой становится реально осуществимой; она трудна, нова, но не безнадежна; и Блок откликается: «Вместе свяжем руки».
|< Пред. 40 41 42 43 44 След. >|