Почему я стал символистом... :: Белый Андрей
Страница:
64 из 172
И я, видя крах символистов, спешил заранее унести во временную цитадель то, что еще не растлено; цитадель, или полемическая бронировка интимных глубин символизма, сужение его в литературную школу; лозунги «школы» , выдвинутые московской группой «весовцев» с маркой Брюсова, как поднятого на щит вождя, главным образом принадлежат мне.
Вот ракурс этих лозунгов:
1) Символизм базирован всей историей критицизма; он прорыв самого критицизма в свое лучшее будущее.
2) Он строимое миросозерцание новой культуры.
3) Теперешние попытки четко зарисовать контуры этой культуры временные, рабочие гипотезы.
4) Не будучи «школой искусства» , но тенденцией культуры, символизм в настоящую эпоху, поскольку он черпает содержание у этой культуры, более всего конкретизируется в искусстве; но там он «школа» .
5) «Школа» условна: пролетариат и класс, зерно надклассовой будущей жизни; он двуедин; то же двуединство «символическая школа» ; она «школа» в борьбе с догматами школ; и не «школа », поскольку любому догмату она противополагает весь пленум условно допустимых школьных приемов; и романтизм, и реализм, и натурализм, и классицизм суть вариации темы символизма, т. е. даны в символизме; и вне символизма они догматические стабилизации.
6) Всякое искусство символично в вершинном и глубинном осознании художниками своего творчества; символическая школа социализирует эти индивидуальные лозунги, затерянные в эпохах и школах, и конденсирует в платформу; в символизме вскрывается самосознание творчества; в до-символизме оно слепо; в символизме оно осознано.
7) В популяризации и осознании символического нерва искусства задание школьных теоретиков «партии» символистов; в нем раскрытие новых творческих горизонтов.
|< Пред. 62 63 64 65 66 След. >|