Под Сетью (интервью с Умберто Эко)   ::   Маршалл Ли

Страница: 13 из 14

Можно перебирать сайты Паутины, но нельзя заниматься этим с небрежностью заппин-ra -- хотя бы потому, что небрежность здесь стоит денег.

Ли Маршалл. В вашем заключительном слове на недавнем симпозиуме, посвященном будущему книги, вы отметили, что "конец гутенберговой галактики", провозглашенный Маклюэном, есть, в сущности, парафраз мрачного пророчества из "Собора Парижской Богоматери" Виктора Гюго, когда, сравнивая книгу со своим обожаемым собором, Фролло говорит: "Ceci tuera cela" ("Она это убьет") -- книга убьет собор, алфавит убьет икону. Произошло это?

Умберто Эко. Собор утратил некоторые свои функции, многие из которых были переданы телевидению. Но он же принял на себя и новые функции. Я тысячу раз писал про то, что фотография взяла на себя главные функции живописи: запечатление человеческих образов. Но она тем самым не убила живопись, вовсе нет. Она освободила ее, позволила пойти на риск. Причем художники и по ею пору могут писать портреты, это им не возбраняется.

Ли Маршалл. Может быть, такого рода заключения -- наша импульсивная реакция на каждый новый зигзаг технологии?

Умберто Эко. Это дурная привычка, которую человечество вряд ли когда-либо изживет. Вроде старого клише насчет неизбежного декаданса в конце каждого века или возрождении с началом нового. Это один из способов организации истории, чтобы она удовлетворила той или иной догме.

Ли Маршалл. Но искусственное деление времени может возыметь свой эффект на коллективное сознание. Вы изучали страх конца, который приобрел массовый масштаб в Х веке.

|< Пред. 10 11 12 13 14 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]