Страница:
29 из 39
Тлокиен решительно выступает против укрепившегося искажения давно известных человечеству принципов, против подмены понятий, когда слова незаметнодля большинства приобретают новый смысл, противоположный первоначальному. Он убежден, что измену идеалам нельзя назвать развитиему беждений, жестокость- вынужденной мерой, зло- благом для будущего, предательство- выполнением долга. В сущности, в повести "Хранители" Толкиен предлагает вернуться к когда-то общеизвестным этическим идеалам. Они и образуют совершенно новую для нас этику, общечеловеческую и человечную.
Ф. Дюрреиматт говорит в своей пьессе "Ромул Великий": "Гораздо труднее и гораздо возвушеннее хранить верность человеку, чем государству." У Толкиена нет таких деклараций. Но "хранителей... спасет только взаимная верность"- говорит Галадриэль.
А теперь вспомним судьбу Боромира. Ради того, что казалось ему долгом перед Родиной, он нарушилличную верность другу. Последние слова умирающего Боромира были: "Я заплатил." Толкиен, как и Дюрреиматт, не верит, что можно остаться верным обществу, предав отдельного человека.
Кроме конкретных этических правил нам необходимо рассмотреть и другие проблемы. Вся первая часть статьи была посвящена теме власти. Настало время вернуться к ней. Обратимся к главному вопросу: как преодолеть проклятие?
Хранители... Четверо хоббитов, двое людей, эльф, гном, магпредставители всех Свободных Народов Средиземья. Вновь прозрачна символика- герои повести отличаются друг от друга сильнее, чем любые нации, рассы нашего мира. Эльфы не доверяют гномам, прячутся от людей.
"-Странные времена...
|< Пред. 27 28 29 30 31 След. >|