Путь к Апокалипсису: стук в золотые врата :: Воробьевский Юрий
Страница:
402 из 488
Но крупнейшие историки двадцатого века начали догадываться об этом уже давно и стали переключать свое внимание с материи на дух. В их числе были Освальд Шпенглер, Макс Вебер, Арнольд Тойнби и Хосе Ортега-и-Гассет. Чтобы выявить роль духа в истории, они выработали новую методологию, взяв в качестве первичного объекта изучения не страну, государство или нацию, как это было прежде, а более крупную единицу, которую Тойнби назвал «цивилизацией». Что это такое?
Все цивилизации (а их Тойнби насчитывает за все время существования человечества более двадцати) имеют одну и ту же схему: ядро, питательная мякоть и твердая кожура. Ядром служит культ или тип верования; мякотью – возникающая на основе данного типа верования и укрепляющая его культура, а кожурой силовые структуры, защищающие и мякоть и ядро, такие как армия, полиция, таможенные службы и т. п. Если сопоставить цивилизацию с человеческой личностью, то можно провести такую аналогию: ядро – это дух, мякоть – душа, кожура – тело. Но дух в человеке есть не что иное, как присутствующий в нем Бог, т. е. его «сверхприродное», душа – его «природное нематериальное», а тело – его «природное материальное». Таким образом слова «Дух животворит» в применении к цивилизации означают, что ее жизненная сила (по Льву Гумилеву – «пассионарность») обеспечивается культом, т. е. религией.
|< Пред. 400 401 402 403 404 След. >|