Рассказы, этюды и очерки В. Г. Короленко :: Аверин Б. В.
Страница:
25 из 30
Если в рассказах "Яшка", "Убивец", "В дурном обществе", "Соколинец" автор выступает прежде всего как исследователь общественных отношений, проявление "природных" качеств человека внешне воспринимается как нечто "нелогичное", "безумное", то в "Слепом музыканте" и "Мгновении" все как бы переворачивается, и, казалось бы, неестественное стремление к свету слепорожденного мальчика Петра Попельского или пробуждение к активной деятельности "забывшего себя" в одиночной камере испанского инсургента Диаца Короленко раскрывает как естественное, логичное, закономерное.
Так, например, для начальных глав повести "Слепой музыкант" социальное происхождение Петра Попельского не играет определяющей роли. Важно, что он человек, а значит, "звено в бесконечной цепи жизней, которая тянется через него из глубины прошедшего к бесконечному будущему". В качестве частицы бесконечной природы он наследует "представления, которые не могли быть приобретены личным опытом", и "могучие побуждения", заложенные в нем "самою природою". Но этот "внеличный опыт" и эти побуждения не могут быть реализованы Петром Попельским, так как из-за трагического стечения обстоятельств он лишен возможности удовлетворить одну из важнейших потребностей человека - потребность видеть. Для того-то и исследует Короленко патологический случай, чтобы показать, как природа подымается "бессознательным протестом против индивидуального "случая" за нарушенный общий закон".
|< Пред. 23 24 25 26 27 След. >|