Рассказы, этюды и очерки В. Г. Короленко :: Аверин Б. В.
Страница:
28 из 30
Как мы видим, Короленко очень важно подчеркнуть связь духовных и естественных, природных процессов (для чего он и пользуется аллегорией - "подспудные", "инстинктивные", "природные" свойства души - "камни на дне моря"), ибо, как писал он в "Слепом музыканте", человек есть частица бесконечной природы, а значит, включен в "неразрывную связь жизненных явлений, которая проходит, дробясь, в тысяче процессов..." Само же море в очерке "Мгновение" символизирует силу и мощь природных стихий, и именно на его "дико сознательный" шум отвечает Диац криком "неудержимой радости, безграничного восторга, пробудившейся и сознавшей себя жизни".
Но само стремление познать "неразрывную связь жизненных явлений" или "взаимную связь существ" не позволяло писателю ограничиться только анализом инстинктивных, стихийных, подсознательных порывов, роднящих человека с природой, а вело его к открытию того, что непосредственные, стихийные движения человеческой души связаны также с воздействием общества на человека.
"Прозрение" Петра Попельского заключается в том, что он сумел преодолеть эгоистическую сосредоточенность на собственном страдании и, окунувшись в ранее неведомый ему мир нищеты, горя и слез, сумел почувствовать страдание обездоленных, как свое собственное. Тогда он научился отдавать людям накопленные им богатства души и сердца. И он стал делать это не только по велению разума или долга, а повинуясь искреннему, непосредственному порыву.
И "пробуждение" Диаца, вероятно, не состоялось бы, если бы в призывный рев моря не вторгся бы звук повстанческих, выстрелов на берегу.
Точно так же редкая доброта, мягкость, умение увидеть мир глазами другого человека, понять и простить его, сочетались у Короленко с решительностью и неколебимостью борца и гражданина.
|< Пред. 26 27 28 29 30 След. >|