Страница:
14 из 38
Столкновение демократической и консервативной комедиографии приняло в 60-70-е годы форму борьбы между так называемой "веселой" и "сентиментальной" (нравоучительной) комедией. На первых порах казалось, что спор идет о чисто художественных вопросах. И действительно, нельзя сказать, чтобы такие "веселые" комедии, как "Полли Хоником" (1760) и "Ревнивая жена" (1761) Кольмана, "Добрячок" (1768) и "Унижение паче гордости, или Ночь ошибок" (1773) Гольдсмита, поднимали более важные социальные проблемы, чем произведения драматургов-сентименталистов. Хотя уже на первом этапе развития "веселой" комедии сатирические элементы присутствовали и в пьесе Кольмана "Тайный брак" (1766) и в ряде эпизодов других пьес представителей этого направления, истинный характер противоречий между двумя школами драматургов во всей полноте раскрылся лишь с приходом Шеридана.
В конце своей деятельности комедиографа, в пьесе "Критик", Шеридан сам отчасти объяснил смысл своей борьбы с сентиментальной драматургией. Правда, Шеридан избрал здесь объектом нападок трагедию, но это не меняет дела, поскольку речь идет не об особенностях жанра, а о подходе к изображению жизни. "Целомудрие" современных драматургов, говорит Шеридан, можно сравнить с "искусственной застенчивостью куртизанки, у которой стыдливый румянец на щеках сгущается по мере того, как убывает ее скромность".
|< Пред. 12 13 14 15 16 След. >|