СПОНТАННОСТЬ СОЗНАНИЯ :: НАЛИМОВ В.В.
Страница:
23 из 420
Такие вопросы создают вокруг сознания человека ту напряженность семантического поля, которая позволяет вести поиск смыслов. А в поиске смыслов и состоит прежде всего смысл нашей жизни.
Вот что пишет о поиске Д. Нидлеман в книге Утерянное христианство [Needleman, 1980]:
В Поиск, в его действительном смысле, является тем свойством части личности — ее разума, которое не признает ни современная психология, ни установившаяся религиозность. Погруженность в поиск обозначает, прежде всего, потребность в Бытии и Истине, затем указывает на то, что я не знаю, где это искать и, наконец, на то, что совершается действие, опирающееся не на сомнительную уверенность, хотя в то же время здесь осуществляется ожидание, которое уходит своими корнями не в своевольное мышление, а в настоятельную потребность (с. 54).
Обратимся теперь еще раз к экзистенциализму — перед нами книга философски ориентированного психиатра В. Франкля [Frankle, 1963]( *8 ). Его формула воля к смыслу ( **9 ) прозвучала как призыв. Возникло новое направление в психиатрии— логотерапия , которую иногда относят к экзистенциальной психиатрии. Вот несколько высказываний из книги Франкля:
Согласно логотерапии, устремленность к поиску смысла в жизни есть первичная мотивационная сила (с. 154).
Человеческий поиск смысла есть первичная сила жизни, а не «вторичная рационализация» инстинктивной тяги (с. 154),
Мы хотим предостеречь от тенденции рассматривать ценности в терминах простого самовыражения человека.
|< Пред. 21 22 23 24 25 След. >|