Самара и Максим Горький :: Носкова Ольга
Страница:
3 из 5
Стихотворение "Прощай" Горький пишет, пережив первую интимную драму, убежденный в непрочности женской любви, вновь одинокий странник, он изливает свои переживания в стихах, по форме и содержанию характерных для самого раннего периода творчества Горького.
Прощай! Я поднял паруса.
И встал со вздохом у руля.
И резвых чаек голоса
Да белой пены полоса
Все, чем прощается земля
Со мной... Прощай!
Лирическим и романтическим произведениям Горького было достаточно субъективного начала, но в его "Очерках и набросках" субъективное оставалось только как оценка, как нравственная позиция. В публицистике авторская позиция имела первостепенное значение, но позиция вне факта, помимо факта оказывалась невозможной.
Публицист и фельетонист Иегудиил Хламида не мог идти по абстрактно-романтическому пути сплошного отрицания факта во имя вымысла. Иегудиил Хламида - псевдоним Горького в Самаре. Именно систематическая, изо дня в день, газетная работа заставила Горького пристально вглядываться в жизнь, различать главное и второстепенное, обнаруживать в "мелочах" их сущность, осмысливать ее движение, искать верный метод оценки, трактовки, изображения факта. В фельетонах Иегудиила Хламиды одной из самых важных тем становится тема сочувствия трудовым людям, которых нещадно грабят и обирают, эксплуатируют и угнетают. Горьковские фельетоны отличались резкостью и смелостью своих обличений, Иегудиил Хламида умел быть "бичом обывательской совести", бичом самодурствующих фабрикантов и купцов, чиновничьего произвола, тупого и равнодушного мещанства.
|< Пред. 1 2 3 4 5 След. >|