Страница:
4 из 12
Для этого приходится, как заметил однаждыФрейд, "спускаться в Ад", на самые нижние этажи человеческой психики, в глубины подсознания, касаясь скрытых и темных сторон личности. Следуя врачебной гуманистической традиции (первый эксперимент - на себе), ученый начинает с беспристрастного анализа собственных сновидений, положив себя, по выражению биографа Фрейда, "на алтарь великолепного исследования".
Что открылось ученому? Картины сна, собранные при пробуждении, - как бы "иероглифы", для которых еще нужно найти перевод. Таким образом, существуют два языка сновидений, два их содержания - явное и скрытое. Выяснение скрытого и есть главная задача исследователя. Как психоаналитик Фрейд решал эту задачу всю жизнь. Он исходил из собственной гипотезы, что сновидение представляет собой исполнение (скрытое) желания (подавленного, заторможенного). Чаще всего тормозом служит "Я", власть которого во время сна может ослабнуть, как и давление сознания. Однако, по мысли Фрейда, сновидение испытывает деформирующее действие внутренней "цензуры", действующей при переходе от одного состояния к другому, а особенно, от бессознательного к сознательному. Потому-то сновидение может показаться непонятным, абсурдным, отрывочным, с удивительной последовательностью фактов. Таким образом, "Я" сохраняет и во сне определенную "бдительность", словно противясь полному самообнажению. Тем более что, по мнению Фрейда, многие сновидения самым тесным образом связаны с сексуальностью и восходят к детству.
|< Пред. 2 3 4 5 6 След. >|