Творческий путь Брехта-драматурга   ::   Фрадкин И

Страница: 21 из 79

ние наблюдателя,

изнашивает активность стимулирует активность

зрителя, зрителя,

пробуждает у зрителя заставляет зрителя при

эмоции, нимать решения,

переносит зрителя в дру- показывает зрителю дру

гую обстановку, гую обстановку,

ставит зрителя в центр противопоставляет зрите

событий и заставляет ля событиям и застав

его сопереживать, ляет его изучать,

возбуждает у зрителя ин- возбуждает у зрителя ин

терес к развязке, терес к ходу действия,

обращается к чувству обращается к разуму зри

зрителя, теля.

Эти положения теории "эпического театра" в некоторых отношениях спорны. Прежде всего возможно такое возражение: театр, усыпляющий разум и волю зрителя, то есть театр, против которого Брехт выступал, сознательно исходя из своих общественных убеждений, - это декадентский театр 20-х годов, фашистский театр 30-х годов... Но, противопоставляя свой "эпический" театр "драматическому", "аристотелевскому", не прибегал ли Брехт к обобщениям, бьющим дальше цели? Не давал ли он тем самым повод упрекать себя в необоснованно скептическом отношении к значительной части классического драматургического наследия и сценических традиций прошлого?

В частности, теория Брехта в ряде пунктов расходится с системой Станиславского, и прежде всего с принципом "магического если бы". Но в этом нет, разумеется, никакого криминала. Теоретические идеи этих двух великих художников не следует абсолютизировать и в этом смысле противопоставлять друг другу, считать, что они друг друга исключают.

|< Пред. 19 20 21 22 23 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]