Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса :: Бахтин М М
Страница:
142 из 148
Анри Этьен выпустил свой протестантский памфлет-сатиру "Апология Геродота" ("L'Apologie pour Herodote", 1566 г.), за которую его стали называть "Женевский Пантагрюэль", а Кальвин выразился о нем, что он религию "повернул на раблезианский лад" (tournoita la rabelaiserie). Произведение это действительно написано в раблезианском стиле и полно элементов народной комики. Знаменитый протестантский деятель Пьер Вире (Pierre Viret) в своих "Disputations chrestiennes" (1544) дает интересное и характерное оправдание комического элемента в богословской литературе:
"Если им (серьезным теологам. - М.Б.) кажется, что трактовать подобные темы можно только с величайшей серьезностью и скромностью, то я не отрицаю, что слово Божие требует благоговейного к себе отношения. Но следует также понять, что слово Божие не столь жестко и сурово, чтобы его важность и величие не сочетались бы с элементами иронии, фарса, пристойной игры, острой шутки и прибаутки".
Аналогичную мысль высказывает неизвестный автор "Христианской сатиры о Папской кухне" ("Satires chrestiennes de la Cuisine Papale", 1560) в обращении к читателю:
"Мне вспомнились строки из Горация: "Что может помешать тому, кто смеется, сказать правду". И действительно, правда должна быть преподана различными способами, так что воспринять ее можно не только с помощью демонстраций веских авторитетов, но также и в оправе каких-нибудь веселых историй (quelques facities)".
|< Пред. 140 141 142 143 144 След. >|