Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса :: Бахтин М М
Страница:
28 из 148
Все разобранные нами здесь явления, конечно, известны науке и изучались ею(особенно смеховая литература на народных языках). Но изучались они в своей отдельности и в полном отрыве от своего материнского лона - от карнавальных обрядово-зрелищных форм, то есть изучались вне единства народной смеховой культуры средневековья. Проблема этой культуры вовсе и не ставилась. Поэтому за разнообразием и разнородностью всех этих явлений не видели единого и глубоко своеобразного смехового аспекта мира, различными фрагментами которого они являются. Поэтому и сущность всех этих явлений осталась не раскрытой до конца. Явления эти изучались в свете культурных, эстетических и литературных норм нового времени, то есть мерились не своею мерою, а чуждыми им мерами нового времени. Их модернизировали и потому давали им неверное истолкование и оценку. Непонятным остался и единый в своем многообразии особый тип смеховой образности, свойственный народной культуре средневековья и в общем чуждый новому времени (особенно XIX веку). К предварительной характеристике этого типа смеховой образности мы и должны сейчас перейти.
***
В произведении Рабле обычно отмечают исключительное преобладание материально-телесного начала жизни: образов самого тела, еды, питья, испражнений, половой жизни. Образы эти даны к тому же в чрезмерно преувеличенном, гиперболизованном виде. Рабле провозглашали величайшим поэтом "плоти" и "чрева" (например, Виктор Гюго). Другие обвиняли его в "грубом физиологизме", в "биологизме", "натурализме" и т.п.
|< Пред. 26 27 28 29 30 След. >|