Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса :: Бахтин М М
Страница:
49 из 148
Но эстетическая и искусствоведческая мысль античности развивалась в русле классической традиции,и потому гротескный тип образности не получил ни устойчивого обобщающего названия, то есть термина, ни теоретического признания и осмысления.
В античном гротеске на всех трех этапах его развития - в гротескной архаике, в гротеске классической эпохи и в позднеантичном гротеске формировались существенные элементы реализма. Неправильно видеть в нем только "грубый натурализм" (как это иногда делалось). Но античный этап гротескного реализма выходит за пределы нашей работы8. В дальнейших главах мы будем касаться лишь тех явлений античного гротеска, которые оказали влияние на творчество Рабле.
Расцвет гротескного реализма - это образная система народной смеховой культуры средневековья, а его художественная вершина - литература Возрождения. Здесь, в эпоху Возрождения, впервые появляется и термин гротеск, но первоначально лишь в узком значении. В конце XV века в Риме при раскопке подземных частей терм Тита был обнаружен незнакомый до того времени вид римского живописного орнамента. Этот вид орнамента и назвали по-итальянски "la grottesca" от итальянского же слова "grotta", то есть грот, подземелье. Несколько позже аналогичные орнаменты были обнаружены и в других местах Италии. В чем же сущность этого вида орнамента?
Вновь найденный римский орнамент поразил современников необычайной, причудливой и вольной игрой растительными, животными и человеческими формами, которые переходят друг в друга, как бы порождают друг друга.
|< Пред. 47 48 49 50 51 След. >|