Вариации на тему хаоса (Рецензия - Ж Делез, Ф Гваттари Что такое философия) :: Ганжа Роман
Страница: 2 из 2
Читателям делезовской "Логики смысла", русский перевод которой поступил в продажу вторично, будет проще навести мосты между знаемым и незнаемым: концепт - это и есть устойчивый сгусток смысла. Основная интрига новой книги несколько иная: концепты можно обнаружить только в философии и нигде больше.
Авторы описывают концепт как некое пространственное образование, имеющее очертания, границы, фактуру, консистенцию. Концепт некой птицы - это не ее родо-видовая характеристика, а композиция ее положений, окраски и пения. Или такой концепт, как картезианское cogito - это композиция трех составляющих - сомневаться, мыслить, быть - которые сгущаются в точке "Я". Такая композиция есть мыслительный акт пробегания по всем разнородным составляющим и соединения их воедино. Авторы описывают этот акт как совершаемый с бесконечной скоростью, поскольку в момент его начала вся композиция уже должна быть дана в своей целостности. В противном случае мысль останавливается в невозможности схватить смысл. Таким образом, концепт - это не сущность и не вещь, а событие собственного сотворения, в про-цессе которого оно указывает на самое себя.
Становится очевидно, против кого направлены все эти рассуждения. В первую очередь это современная логика, восходящая к Фреге и Расселу и ставшая парадигмой всей англо-американской философии языка. Следуя по пути отцов-основателей, логика стремится превратить концепт в пропозициональную функцию, значение которой целиком находится в рамках референции. Такая логика - объект постоянной критики Делеза.