Власть как насилие в утопии Стругацких - опыт деконструкции   ::   Некрасов Сергей

Страница: 9 из 30

" Эта фраза звучит, как приговор всей земной цивилизации; собственно, им она и является, мы можем видеть, что исход миссии голованов с Земли, о котором упоминается в повести "Волны гасят ветер", был предрешен практически с самого начала.

Возникает, однако, вопрос о том, почему Стругацкие не уподобились этим самым голованам и не отказались от разработки утопической темы, несмотря на очевидную даже для них самих тоталитарность пропагандируемой ими идеологии гуманизма. Мы попытаемся ответить на этот вопрос, обратившись к специфике использовавшегося и развивавшегося Ситругацкими жанра фантастики. Сегодня уже прочно утвердился взгляд на фантастику как на современный вид мифологии; это касается и социальной роли жанра, и провоцируемого им особого "мифологического" сознания, и в том числе внутренней структуры этого нового мифа. Подражая мифу языческому, фантастика строит свой мир на базе фундаментальной дихотомии между пространством Жизни и пространством Смерти; причем, как легко заметить, пространство Жизни обычно совпадает с пространством социума. Охотно используя влечение фантастики к государству как универсальному генератору смыслов и речевых практик, Стругацкие выводят государство в своих произведениях в особой роли космической силы, устанавливающей границу между Жизнью и Смертью. В результате этого _а_к_т_а_ н_а_с_и_л_и_я_ два пространства становятся существенно неравноправны: налицо дисбаланс власти между двумя составляющими мифа, пространство Жизни стремится подчинять и контролировать пространство Смерти. Мотив этот красной нитью проходит через все творчество Стругацких: победа над смертью, пресуществление личного бессмертия.

|< Пред. 7 8 9 10 11 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]