Страница:
380 из 423
Танеев с сокрушением поднял партитуру и сказал мне: – Как Петр Ильич все близко к сердцу принимает – ведь он сам же просил меня сказать свое мнение.
Эта партитура имела дальнейшую историю. После смерти Чайковского Танеев мне ее подарил, как он выразился, "в напоминание той сцены и в память о Петре Ильиче".
Она находилась у меня до самого моего отъезда из России в 1926 году. Уезжая, я ее подарил библиотеке Московской консерватории, где она, по всей вероятности, и ныне находится, если только то лицо, которому я, уезжая, поручил это "подарение" выполнить, его действительно выполнило. Но эта партитура не была рукописью самого П. И., а переписанным экземпляром, так что ценности автографа она не представляла» (Там же).
[019] Ср. дневниковую запись Чайковского от 20 сентября 1886 г.: «Мое отношение к нему напоминает мне то, что в детстве я испытывал насчет Бога Саваофа. Я питал (да и теперь чувства мои не изменились) к нему чувство удивления, но вместе и страха (Чайковский Л. И. Дневники 1873-1891. М., 1923. С. 212).
[020] В последнем утверждении мемуарист несколько «сгущает краски, что вообще характерно для его литературного стиля.
[021] Подробнее см. об этом ниже, в очерке Сабанеева «Детский оркестр А.
Эрарского».
[022] См. прим. [016].
[023] Сабанеев повторяет тут легенду о самоубийстве Чайковского, возникшую вскоре после смерти композитора. В последние десятилетия оживилась полемика на этот счет в связи с публикациями в зарубежной прессе статей музыковеда А. А.
Орловой.
|< Пред. 378 379 380 381 382 След. >|