Страница:
4 из 6
Присутствие восторженных поклонников само по себе заражает окружающих восторгом, что, кстати, веками с успехом используется театральной клакой. Как известно, профессиональная задача этой части публики - своими овациями провоцировать всеобщий восторг. По сути, она не отличается от задачи любого профессионального провокатора, своими речами и действиями подсказывающего толпе, что ей нужно делать и какие чувства испытывать. Такой человек необходим толпе. Без руководства, побуждения к действию толпа не становится толпой. Американский психолог Стенли Шехтер провел однажды такой эксперимент. Трем группам людей ввели внутривенно дозу адреналина. В первые две группы подослали по провокатору. В одной группе провокатор ругался, нервно бегал из угла в угол и угрожал экспериментаторам расправой. В другой - пел песни, шутил и дурачился. Третью группу просто предупредили, что введенное вещество вызовет повышение температуры, усиление сердцебиения и учащение дыхания. Через 15 минут все участники первой группы почувствовали раздражение и гнев, а все, кто был во второй группе, ужасно развеселились. В третьей группе люди оставались спокойными и занимались каждый своим делом. Именно по такой схеме происходит заражение чувствами в толпе. Даже люди, равнодушные к творчеству определенного певца, попав в гущу его фанатичных поклонников, начинают аплодировать и кричать "браво". Это состояние напоминает опьянение.
|< Пред. 2 3 4 5 6 След. >|