Страница:
32 из 37
В самом деле, даже выбор и группировка персонажей заставляют вспомнить французский народный театр. Жюэль и Эногат - пара влюбленных, причем не отличающихся от своих комедийных предков или, правильнее сказать, прототипов. Антифер и Замбуко во всем противоположны друг другу, но соединены до поры до времени общими интересами. Их прототипы - чудаковатые, ворчливые старики в народных комедиях-фарсах. Трегомен и Бен-Омар, как ни мало они похожи друг на друга,- образы ярко комедийные. Их далекие родичи смешные слуги из тех же народных фарсов и комедий. И, наконец, Саук типичный мелодраматический "злодей".
У каждого героя доведена до крайности какая-то одна черта характера.
Вот, например, Замбуко - скупец, стяжатель, скряга - образ, не раз фигурировавший во французской литературе. Стоит только вспомнить Гарпагона из комедии Мольера "Скупой" или Гобсека из одноименной повести Бальзака. Жюлю Верну, как и всем передовым писателям Франции, были ненавистны стяжательские инстинкты, зловредная мания накопительства, приводящая к разрушению личности. Замбуко - живое олицетворение пагубной власти золота. Этот зловещий банкир внушает отвращение дядюшке Антиферу и служит для него предостерегающим уроком. Замбуко, так же как Бен-Омар и Саук, сразу же обнаруживает свою душевную низость. Эти три отрицательных персонажа вызывают у автора то насмешки, то негодование.
Центральный герой - дядюшка Антифер,- несмотря на свою вспыльчивость и упрямство, человек простой, благородный и щепетильно честный.
|< Пред. 30 31 32 33 34 След. >|